О чем следует знать про ГБО Метан

Перед установкой газобаллонного оборудования  у большинства автомобилистов возникают вопросы, какую же установку себе поставить, на каком топливе, какое поколение подойдет больше и что будет выгоднее. Давайте попробуем разобраться насколько целесообразна установка ГБО на метане, разберем все типы совместимых с данным газом установок и выделим их плюсы и минусы.

Учитывая тот факт, что для двигателя внутреннего сгорания подходит не только жидкое топливо, были придуманы установки, использующие в качестве горючего газ. Придуманы они были прежде всего для экономии денег на заправке, так как газ дешевле, хотя есть мнение, что жидкие горючие смеси все же немного полезнее для мотора. Но тем не менее ГБО обрело большую популярность и, по мнению многих специалистов, совсем не вредит двигателю, а ,наоборот, увеличивает его ресурс. Сейчас есть шесть поколений такого оборудования и четыре из них могут работать на разных газах.

Но несмотря на все разнообразие общий принцип работы у них один. Из баллона газ под высоким давлением по магистрали поступает в клапан-фильтр, где очищается от примесей. Затем идет в редуктор, давление приходит в рабочую норму, после чего через регулировочный клапан топливо попадает в смеситель, а затем и в двигатель. Но это общая схема, которая не учитывает много важных компонентов, а лишь показывает принцип работы установки.

Виды топлива для систем ГБО.

Существует всего два вида топлива, которое можно использовать в газовых установках, метан и пропан. Причем последний чаще всего встречается с примесью бутана в разных пропорциях. Устанавливаемое оборудование имеет поправки в конструкции в зависимости от заправляемого топлива, поэтому заправлять одно и то же ГБО различными газами невозможно. Так как характеристики у газов разные, вам нужно будет подобрать наиболее подходящий вариант для своих целей.

Природный газ – метан широко распространенное ископаемое топливо. Огромные месторождения метана имеются в Российской Федерации. Именно это топливо сжигается в бытовых газовых приборах, широко используется он и в химической промышленности. Газ не имеет запаха и в быту в него подмешивают вещества, придающие ему запах тухлой капусты, для того, чтобы утечку можно было обнаружить при помощи обоняния. Стоит метан сравнительно недорого. Казалось бы – вот оно идеальное газовое топливо для автомобилей. Однако все не так просто. Обычно автомобилисты, говоря о ГБО, используют термин «сжиженный газ», в отношении метана такая терминология является ошибочной. Технологически его не сжижают, а компримируют – сжимают под давлением 200-270 атмосфер. Делается это для того, чтобы загрузить в сравнительно небольшие объемы топливных баллонов достаточное количество горючего для обеспечения требуемого запаса хода. В нормальном состоянии плотность метана в тысячи раз меньше чем у бензина и в сотни раз ниже, чем у пропана. Именно поэтому работающее на метане ГБО использует компримированный природный газ.

ПРОПАН ИЛИ ПРОПАН-БУТАНОВАЯ СМЕСЬ  Другой горючий газ – пропан в больших количествах извлекается при добыче нефти. С точки зрения технологий, использовать его для обеспечения топливом машин значительно легче. Газ легко сжижается при сравнительно небольших давлениях, значительно меньших, чем требуются при использовании метана. Именно сжиженный нефтяной газ чаще всего и используется в качестве автомобильного топлива. Второй газ – бутан добавляется в эту смесь в связи с тем, что он имеет более низкую температуру кипения – 0,5 С. У пропана она -43 С. В теплое время года и, особенно, в жаркую погоду, в газовом баллоне, заполненном одним пропаном, высокая температура вызывала бы чрезмерное повышение давления. К тому же пропан дороже бутана. С другой стороны, сжиженный бутан будет плохо работает при низких температурах. Поэтому и используют смесь этих двух газов (СУГ), которые уравновешивают свойства друг друга. Смесь газов может быть “летней” и “зимней”. В первой содержание пропана меньше (50-60%), а во второй – больше (70-90%).

 ПОКОЛЕНИЯ ГБО, РАБОТАЮЩИЕ НА МЕТАНЕ

Данный газ используется начиная с самых первых поколений ГБО. Более того, для ранних версий установок он подходит даже лучше. Объясняется это тем, что оборудование на метане в основном используется на грузовых автомобилях, много из которых имеют карбюраторные или моно-инжекторные моторы, для которых подходит ГБО 1 или 2 поколения соответственно. Начиная с третьего поколения, газовое оборудование автомобиля на метане получило существенный прирост электроники и немного автоматизировалось. На системах такого типа впрыск газа осуществляется под управлением электронного блока. Это позволяет более точно настроить подачу топлива через дозатор-распределитель. Кроме того, существенным отличием стал эмулятор форсунок, который заменил бензоклапан. Такое решение позволит прекратить подачу бензина, создавая лишь видимость работы бензиновых форсунок, чтобы бортовой компьютер не дал сбой. Четвертое поколение ГБО для авто на метане стало еще более совершенным. В нем появились специальные газовые форсунки и более совершенный электронный блок управления. В системах такого типа газ уже подается немножко другим образом, поступая сразу в коллектор через электромагнитные форсунки. Но агрегатное состояние газа не меняется, лишь давление. Поэтому такие установки все еще могут работать на метане. Начиная с пятого поколения оборудования, принцип подачи газа кардинально меняется. Теперь, топливо из баллона в коллектор должно поступать не в газообразном состоянии, как раньше, а в жидком. Это противоречит физике метана, который ни при каких давлениях свыше -80 градусов жидким быть не может. Соответственно, установки 5 версии и выше могут работать лишь на пропане.

 ОСОБЕННОСТИ МЕТАНОВЫХ УСТАНОВОК

Как и любой другой вид горючего, метан имеет свои отличительные черты. Это природный газ, который почти не требует фильтрации. При сгорании он не выделяет почти никаких вредных веществ и считается экологически чистым. Установки с использованием данного газа почти во всем идентичны пропановым, за исключением некоторых деталей: Бесшовные трубы высокого давления. Собственный стандарт заправочного устройства. Газовый редуктор. Манометры высокого давления для проверки количества газа. Баллоны повышенной прочности. Есть и особенности касательно того, как авто на метане будет вести себя на дороге. Зачастую прослеживается спад мощности мотора и увеличения веса, что соответственно скажется на разгоне, маневренности и торможении. Уменьшиться и полезное пространство в багажнике, если речь идет не о грузовом автомобиле или минивэне, конечно. Это уже произойдет ввиду особенностей баллонов.

ОСОБЕННОСТИ БАЛЛОНОВ Ввиду высокого давления, при котором должен хранится метан, баллоны для него должны быть особенно прочными. От этого они становятся весьма увесистыми и занимают много места. Всего есть три типа баллонов для этого газа. Они отличаются весом, количеством занимаемого места и ценой. Приведем примеры от самого дорогого до бюджетного варианта:

  • Композитный (используются прочные и легкие материалы).
  • Металлопластиковый (по краям металл, но по центру идет намотка из композитных материалов, для которой стачивается отверстие в форме конуса).
  • Металлический (цельнометаллический баллон с толстыми стенками).

 

Первые два типа имеют срок службы не больше 15 лет, а последний не более 20. Композитные и полукомпозитные баллоны могут быть разных размеров и форм, в зависимости от объема. В то время как металлические для увеличения вмещаемого топлива чаще всего устанавливаются связками в металлическую раму, что еще больше отягощает и без того нелегкую конструкцию. Хотя, возможны и исключения, которые будут стоить дороже. Именно из-за веса и габаритов легковой автомобиль на метане встретить можно не так часто, как грузовой. Ведь чтобы уменьшить вес и объем устанавливаемого оборудования, понадобится потратить немалую сумму, что сулит долговременную окупаемость несмотря на дешевизну газа. В противном случае вы отказываетесь от багажника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Печать   Электронная почта